Нейроэкономика. Почему мы так поступаем? (часть 2)

Мы продолжаем рассматривать «ловушки нейроэкономики». Во второй части мы рассмотрим основные парадоксы, связанные с нашим образом мышления.

Рационализация уже принятого решения​

В эксперименте участникам дали на выбор две фотографии девушек и попросили выбрать ту, которая больше нравится. Затем исследователи подменили фотографию и спросили у участников почему они выбрали именно эту фотографию. Около 78% участников не заметили подмены и стали придумывать причины по которым сделали выбор — «похожа на первую любовь«, «милая внешность» и т.д., не смотря на то чт это была не та девушка. Данное явление можно объяснить стремлением избавиться от когнитивного диссонанса.  Напомним, что когнитивный диссонанс — это ситуация, когда наша внутренняя позиция не соответствует внешней. Следовательно, чтобы минимизировать дискомфорт от внутренних и внешних разногласий мозг начинает придумывать оправдания вашему поведению. 

Как быть? —  Как правило, когнитивный диссонанс срабатывает только в тех случаях, когда  вопрос не является для нас важным. Следовательно, если у вас сформирована своя точка зрения по важному для вас вопросу, вы знаете все детали и логически мыслите, то когнитивный диссонанс не сработает.

Селективное восприятие информации​

Селективное восприятие информации — это один из трюков мозга, при помощи которого он нас избавляет от одной из форм когнитивного диссонанса — противоречия между сложившийся точкой зрения и новой полученной информацией. К примеру: вы долго выбирали новый смартфон, перелопатили много информации в интернете, советовались со знакомыми и т.д. И вот наконец вы решились и купили смартфон. Покупкой, естественно, решили похвастаться перед другом, а он заметил один недостаток. К примеру в вашем новом смартфоне нет NFC (при помощи NFC можно оплачивать покупки без карты и много другое), а так как вы уже купили телефон и возвращать его не собираетесь, то вы начинаете искать оправдания своему поступку — «да в принципе, он не так и нужен«, «так безопаснее«, «люблю когда деньги шелестят» и т.д, хотя ранее ваше мнение было противоположным и высчитали данную функция одной из важных.

Как быть? В данном случае надежда лишь на ваш здравый смысл. Нужно постараться воспринимать информацию такой какая она есть на самом деле, а не пытаться исказить её в более благоприятном свете.

Подмена понятий​

Однажды, компания Pepsi, противостоя Coca-Cola, решила провести эксперимент. Было задействовано 2 стакана, в один налили пепси, в другую колу. Участники не знали в каком стакане какая газировка. Для подсчета данных стаканы на стаканах с пепси написали букву М, а на стаканах с колой — Q. По результатам эксперимента выяснилось, что пепси вкуснее. Представители Coca-Cola, естественно, стали писать опровержения. Но как это часто бывает, правда оказалась ещё забавнее: результаты эксперимента не имели отношения ко вкусу, просто по какой-то причине людям больше нравилась бука М, чем Q. Данная ситуация объясняется тем, что, если человек пытается оценить некое сложное для своего восприятия качество, то он неосознанно может подменить одно понятие другим, более простым.

Как быть? К сожалению или к счастью, кроме самоконтроля и осознанности здесь ничего не поможет.

Эффект личной привязанности​

Каждому из нас присуща такая черта как сентиментальность. Особенно, это сказывается в отношении вещей, которые вы считаете своими, так как вы знаете их историю, у вас есть приятные воспоминания о них, в какой-то момент они принесли вам неоценимую помощь и т.д. Следовательно, для вас эта вещь более ценна, чем для окружающих и вы начинаете завышать ее значимость.

Как быть? Вспомните вышесказанное, когда будет продавать свой уже устаревший Iphone, с которым вас связывает много приятных впечатлений, и постарайтесь не обижаться, что покупатели оценивают его по адекватной рыночной цене.

Отложенное удовольствие​

Всем известно, что «сегодняшний» рубль стоит дороже, чем «завтрашний». Большинству из нас награда, которую можно получиться в будущем не кажется столь привлекательной, по сравнению с наградой, которую мы можем получиться прям сейчас. Чтобы подтвердить или опровергнуть данное утверждение был проведен эксперимент.  Группе людей был предложен выбор — они могут получить 20 долларов сейчас или 40 долларов через месяц. Большая часть испытуемых предпочла получить деньги сейчас. Но когда людей попросили задуматься о причинах их решений и о том как бы они могли потратить 40 долларов через месяц — мнения людей стали изменяться. В науке у данного феномена есть название — «ангедония по отношению к будущему«.

Как быть? Нужно развивать силу воли — отказ от сиюминутных удовольствий положительно скажется на вашем будущем.

Читайте также: