Царь гневается. Мы останемся без Cashback?

Президент РФ Владимир Путин, выступая на форуме «Деловая Россия«, высказал недовольство тем, что в России не оправдано высокий размер комиссии при оплате товара картой.  Лидер отметил, что в «нормальных странах» размер комиссии составляет — 0,2%— 0,3%, а в нашей — 3%. По мнению президента, это является квазиналогом. 

Ранее мы освещали тему Cashback и за счет чего он появляется. Следовательно, при уменьшении комиссии, примерно в 10 раз, Cashback не будет или он будет крайне мал.

В этой статье разберемся оправданы ли подобные меры. 

Для начала нам потребуется немного теории.

Когда вы оплачиваете что-то за безналичный расчет, то помимо вас с продавцом, в сделке принимают участие ещё три участника:

  • банк-эквайер (банк, который осуществляет обслуживание ТСП);
  • банк-эмитент (банк, который выпустил вашу карту;
  • платежная система (Mastercard, Visa, Мир и т.д.).
При оплате по безналичному расчету, банк-эквайер взимает с ТСП (торгово-сервисного предприятия) комиссию за обработку и проведение транзакции, на банковском сленге она называется комиссия за эквайринг).
 

А теперь практика.
Представим, что вы покупаете телефон в районе 20 тыс. руб., а комиссия за эквайринг в данной торговой точке составляет 3%. 1% выплачивается банку-эквайеру, 2% — банку-эмитенту. Следовательно, чтобы не работать себе в убыток продавец должен вложить в себестоимость продукции 3% комиссии, что составляет 600 руб., как-то не очень, согласитесь?
Вернемся к разделу комиссии. Итак, 200 рублей уплачиваются банку-эквайеру и 400 рублей — банку-эмитенту. Предположим, что  банк, выпустивший вашу карту, очень лоялен и щедр и выплатит вам 200 рублей, то есть 1% cashback.
Следовательно, из приведенного примера мы можем сделать вывод, что Cashback это не что иное, как вернувшаяся часть уплаченной вами же комиссии.

Давайте, предположим, что комиссия за эквайринг станет «нормальной» — 0,3%. Пропорциональное деление между эмитентом и эквайером оставим, как и в предыдущем примере. Итак, банку, который выпустил карту — 40 рублей; банку, который обслуживает торговую точку — 20 рублей. Опять предположим, что банк который обслуживает вашу карту щедр и лоялен, и половину своей маржи от уплаченной вами комиссии вернет вам. Cashback 20 руб. с суммы 20 тыс. руб., как-то не очень, согласны? В то же время, комиссия, заложенная в себестоимость товара, уменьшится и телефон вам обойдется в 20 060 руб., вместо 20 600 руб.

Эта комиссия позволяет банкам делать сверхприбыль, а пугание людей, что не будет Cashback — не больше, чем уловка. Помните, что Cashback платится вам из вашего же кармана. 

Подводя итоги данной статьи, можем сделать вывод, что царский гнев обрушенный на банки-эквайеры справедлив, оправдан и народоориентирован, теперь посмотрим, что из всего этого получится.

Читайте также: